ИП Мироедова Софья Андреевна 600027, г. Владимир, Суздальский проспект,д.11А,1 ИНН 332909161327 ОГРНИП 317332800051573
© MIROEDOVA SCHOOL 2011-2019
Корнями fashion-иллюстрация обязана французскому 17 веку, где впервые появились модные гравюры. Затем, с удешевлением печати иллюстрация завоёвывает свои пространства на полках периодики. Но наибольшее развитие она получает в начале 20 столетия — там, где зародились почти все стили и направления современной графики. Очень подробно об истории вопроса вы можете прочесть в книге 100 years of fashion illustration, я лишь в общих чертах и со своей точки зрения опишу главных представителей жанра. Нельзя не упомянуть красочные эскизы к костюмам, принадлежавшим кисти Бакста. Однако, поскольку его деятельность больше связана с театральными подмостками, мы не будем на нём задерживаться. Только отметим незабываемую динамику его набросков и живость цветов.
Следующим, пожалуй, стоит отметить нашего соотечественника Романа Тыртова, более известного как Erte. Он работал с Harper's Bazaar и несколькими не менее известными изданиями, среди которых есть Vogue и Cosmopolitan. Его работам присуща линейная пластика и цветовая нюансность. Если взглянуть на его чёрно-белые работы, невольно вспоминается Обри Бёрcдлей — такое же смелое переплетение объёмов и элегантное обращение с деталями. Которые из аксессуаров переходят в текстуру драпировок.
Можно объединить под эгидой модернизма ещё пару видных иллюстраторов. Это George Barbier и George Lepape. Тёзки похожи не только именами и стилистикой, но и известными обложками для журнала Vogue.
Отдельно стоит художник J. C. Leyendecker. Он работал не только с модной иллюстрацией. Она, скорее была одним из множеств направлений приложения его мастерства и таланта. Его работы более живописны, чем те, что рисовали Эрте, Бабьер и Лепэйп. Они являются фактически законченными картинами. Модные модели выделяются из простого или тронутого фактурой фона. А в сюжеты рекламы и художественных иллюстраций ярко вписаны модные мотивы тех времён.
Пожалуй, самым видным представителем мастеров fashion-иллюстрации 40-70 годов по праву можно назвать Rene Gruau. Он известен как единственный иллюстратор дома Christian Dior и хороший друг самого дизайнера. Именно благодаря ему мы видим иллюстрацию такой, какая она есть. Работам Грюо присуща несравнимая ни с чем динамика и интрига. Он одним из первых смело соединил живопись с графикой. Чем-то его яркая графика напоминает литографии и живопись Тулуза Лотрека. Здесь мы видим не просто статично демонстрирующих наряды моделей, но целый сюжет, стоящий за каждой из них. Вся реклама, принадлежащая его кисти выделяется несравненными акцентами, ловящими внимание зрителя в ловушку контрастов. Незаконченные силуэты позволяют нам самим додумывать смыслы и среду происходящих действий. Даже если на иллюстрации один персонаж и тот кадрирован, все они рассказывают нам истории. Элегантная женская ручка интригующе манит приобрести парфюм, а изящные ножки заставляют поверить, что так будут выглядеть любые, надевшие рекламируемые чулки. Думаю, Рене Грюо можно считать королём 20 века не только в fashion-иллюстрации, но и в рекламной графике.
Множество талантливых иллюстраторов пошли этим же путём, прекращая свои эскизы в законченные fashion-иллюстрации. Раз уж мы коснулись темы разносторонности fashion-иллюстраторов, нужно отметить ещё один важный момент. Нельзя ограничиться перечислением лишь тех мастеров, что работали с модными журналами и дизайнерами. Очень многое для вознесение моды сделали и другие иллюстраторы — из мира рекламной, книжной и журнальной иллюстрации. Bob Peak, на мой взгляд один из ярчайших примеров пропаганды моды и стиля на своих работах. Во всех своих рекламах он рисует не просто красивых людей и подобающие для хороших продаж сюжеты. Своими иллюстрациями он рассказывает зрителям о модных трендах, он продаёт стиль жизни, а вместе с ним и сигареты. И в своих книжных и журнальных иллюстрациях он не отходит от этого принципа — акцента на моде.
Кроме него есть целый список иллюстраторов, заслуживающих почтения, но, боюсь, вы устанете читать статью, если я его здесь озвучу. Так что пройдём дальше — к концу 20 века. Где как в искусстве, так и во многих других сферах жизни начал господствовать хаос. Общество распадается на меньшинства, а меньшинства — на частности. И стилей и видов иллюстрации становится так много, что уже сложно выделить какое-то определённое течение. В двухтысячных мы сталкиваемся с развитием цифровых технологий и рынок иллюстрации завоёвывает векторный арт. И лишь к десятым всеобщая любовь к этому стилю немного ослабевает и возвращается к обожанию ручной графики. Но господство компьютерных рисовальщиков не смогло полностью затопить нишу fashion-иллюстрации. Именно на границе тысячелетий начинает активно творить иллюстратор, которого наравне с Грюо в своё время можно назвать культовым. Это David Downton — художник, от упоминания чьего имени млеют все fashion-иллюстраторы современности. Его живая манера ни чем не уступает своим известнейшим коллегам из прошлого. Графика Даунтона переплетается с живописью и выливается в элегантные полутона из которых выступают лики икон моды, кинематографа и шоу-бизнеса.
Продолжая рассказ о трендах fashion-иллюстрации, я, пожалуй обмолвлюсь об основных техниках графики мастеров жанра. Как я уже говорила, главным фетишем двухтысячных были векторные девочки. Они и по-прежнему не сходят со страниц многих женских журналов, таких как Cosmopolitan, Elle, Glamour и прочих. Но истинным лицом модной, да любой другой иллюстрации сейчас является акварель. Во всём изобилии её использования. Это просто живописные пятна, в которых угадываются силуэты и лица.
Это чёрно-белая графика, приправленная акварельными заливками и фонами.
И даже простая классическая акварель.
Из акварельной графики плавно вытекает чёрно-белая. Будь она выполнена тушью, ручкой или стандартной кистью photoshop, она заслуживает внимания. Пластика чёрно-белых линий и пятен может относить нас ко временам модернизма, если изобилует деликатно прорисованными деталями. Но чаще встречается живая, динамичная и почти живая иллюстрация.
Ещё не превратилась в тренд, но уже близка к тому ручная эскизная иллюстрация, выполненная карандашами, акрилом и любым материалом, попавшимся под руку иллюстратору.
Конечно, нельзя забывать и цифровой графике: здесь сегодня можно найти все от минимализма до живописного реализма. Это касается не только Fashion-иллюстрации, но и любой другой современной графики.
Временами модные иллюстраторы прибегают в своих работах и к коллажу. Это не слишком частое явление, однако периодически модные бренды заказывают графику такого плана, и это выглядит очень мощно!
Что ж, обзор модной иллюстрации, пожалуй, подошёл к концу. Единственное, что мне хотелось бы добавить — это то, что так или иначе работы этого направления призваны нести красоту. В первую очередь они приковывают взгляд зрителя своим визуальным совершенством. И только на втором плане мы иногда можем увидеть сюжет, части приправленный характером персонажей.