ИП Мироедова Софья Андреевна 600027, г. Владимир, Суздальский проспект,д.11А,1 ИНН 332909161327 ОГРНИП 317332800051573
© MIROEDOVA SCHOOL 2011-2019
Двойная, многократная или мультиэкспозиция — это прием, пришедший к нам из фотографии и кино. Суть этого подхода в наложении двух изображений друг на друга. В пленочной фотографии двойной экспозиции вы можете добиться просто не перематывая пленку и делая два снимка в одном кадре. При проявке вы увидите волшебство, рожденное светом. В конце 19 и начале 20 века этот прием часто использовали мошенники при производстве доказательств существования призраков. Сегодня же мультиэкспозиция стала излюбленным приемом фотографов, режиссеров и даже иллюстраторов. Предлагаю разобраться, как создать и когда уместно использовать этот подход в нашей работе.
Где использовать?
1. История с «двойным дном».
А эта находка пришла к нам из литературы. Думаю, вы помните, как на уроках учителя рассказывали о том, как писатели умудряются включить два сюжета в одно произведение. Самым ярким примером такого рассказа является «Старуха Изергиль» Горького. Все мы с юношества знакомы с сюжетом: герой встречает пожилую странницу, которая рассказывает ему две легенды. Помните? Вот для иллюстрации таких текстов и фильмов прием двойной экспозиции будет идеальным композиционных решением.
иллюстрации: Алексей Курбатов
2. Прошлое персонажа или его мечты.
Еще один вид материала, отдающий «литературщиной», это иллюстрации к историям, включающим в себя воспоминания или фантазии героев. По сути — то же двойное дно, однако немного на другой почве. Здесь отчетливо проступает два объекта композиции: сюжет прошлых или воображаемых событий и фигура размышляющего о них человека или людей.
иллюстрации: Tomer Hanuka
3. Загадка или детектив.
Этот случай будет еще одним идеальным примером использования мультиэкспозиции в иллюстрации. Когда в повествовании, которое вы иллюстрируете, присутствует тайна, ее всегда можно включить в изображение. Тем самым вы привлечете зрителя к разгадке, которую он раскроет в иллюстрируемом материале.
иллюстрации: Aykut Aydoğdu, Robert Sammelin
На самом деле двойную экспозицию можно использовать для множества различных случаев. Если вы иллюстрируете текст или кино, вы всегда можете найти там два объекта, которые каким-то образом соотносятся друг с другом. Однако будьте на чеку! Зачастую этот прием может оказаться избыточным и разочарует зрителя, если материал, к которому он перешел после созерцания вашей картинки, не включает в себя никакой двойственности. Ведь именно к этому подводит его использование в иллюстрации.
Как создавать?
1. Наложение.
Как вы поняли, для создания мультиэкспозиции вам нужно всего лишь наложить одно изображение на другое. Важно помнить о том, чтобы важные объекты на двух картинках не пересекались, создавая кашу в глазах зрителя. Для этого одно из изображений имеет смысл сделать ведущим, а другое — второстепенным. Хороший пример — отражение в стекле. Когда вы проходите мимо витрины магазина, вы можете увидеть там не только выставленные продукты, но и то, что в ней отражается. То есть вы видите два изображения, наложенные друг на друга, и ведущим будет то, которое ярче и контрастнее.
иллюстрация: Алексей Курбатов
2. Силуэты и тени.
Отличный ход, который поможет вам перестать путаться в наложенных друг на друга картинках. В этом случае второстепенным будет силуэт, в который заключен основной сюжет. Однако форма этого силуэта по-прежнему должна быть повествовательна. В ней должна угадываться фигура определенного человека или абрис объекта, который имеет значение в истории.
иллюстрации: Simon Prades, Levente Szabo, Masha Shishova, Maria Menshikova, Tavo Montañez
3. Контраст по форме.
Также включить одно изображение в другое можно с помощью масштабирования обеих историй. Так в крупном сюжете может появиться более мелкий, раскрывающий важный элемент замысла или добавляющий эмоциональную составляющую во всю иллюстрацию.
иллюстрации: Дарья Шныкина
Где используют?
1. Киноафиша.
Чаще всего двойной экспозицией пользуются создатели постеров для кинофильмов. Это логично, поскольку фильмы обычно наполнены образностью, что помогает с большей степенью уверенности опираться на этот подход в построении композиции.
иллюстрации: Felix Tindall
2. Книжная графика.
Книжные иллюстраторы постоянно прибегают к мультиэкспозиции в своих работах, поскольку литература не меньше кинематографа изобилует образами и сюжетами. Конечно, это не самый расхожий прием в книжной графике, однако у журнальных иллюстраторов он часто пользуется популярностью.
иллюстрации: Saritevrani, Катерина Воронина
3. Обложки.
Лицо книги, журнала, музыкального альбома или любого другого произведения — отличная платформа для демонстрации ваших навыков в создании двойной экспозиции. Благодаря большому объему информации в перечисленных материалах иллюстратору есть где разгуляться в поисках ярких образов для разработки графики на основе этого приема.
иллюстрации: Tom Haugomat, Алексей Курбатов
Разумеется список перечисленных форматов использования мультиэкспозиции далеко не полон. Сюда же можно отнести и социальную рекламу, и некоторые грани интерфейсной графики, не говоря уже о персональных проектах в ключе иллюстрации. Это лишь основные поля, где данный прием используется чаще, чем в других направлениях графики.