ИП Мироедова Софья Андреевна 600027, г. Владимир, Суздальский проспект,д.11А,1 ИНН 332909161327 ОГРНИП 317332800051573
© MIROEDOVA SCHOOL 2011-2019
«Я занимаюсь иллюстрацией уже больше 10 лет и вижу, как она постоянно меняется, подстраиваясь под динамику и интересы современности. Но 10 лет — ничтожный срок в сравнении со всей историей иллюстрации, которой уже не одна сотня лет. Если верить историкам, корни этого направления искусства ведут нас в Древний Египет. Действительно, картины на фресках, сопровождающие описательные пиктограммы, и есть самые настоящие иллюстрации. Они практически слово в слово дублируют содержание текста. Именно таким и было их назначение, что довольно мудро на мой взгляд. Ведь картинки — это международный язык. Если посмотреть на изображения в гробницах и храмах, можно без гида в общих чертах понять, что происходит. Хотя, конечно, одних картинок для понимания тонкой культуры Древнего Египта будет маловато. Однако, чтобы не пропасть в чужой стране, словаря с рисунками будет достаточно: покажете картинку с бутылкой воды в магазине, и вам с радостью ее продадут.
Думаю, именно благодаря универсальности изображений наше общество сейчас столько внимания уделяет визуальности. Если сравнить иллюстрации сегодня с теми древними фресками, общих черт будет немного. База, конечно, одна: люди похожи на людей, звери — на зверей, и так далее. Меняются лишь детали, хотя они зачастую и являются важнейшими элементами. К примеру, даже законы композиции не стоят на месте. Не смотря на то, что основы остались теми же, что были сотни и тысячи лет назад, некоторые аспекты изменились в корне. Изменения происходят не на пустом месте, всему виной развитие общества. В Древнем Египте изображения строились по вековым канонам, а сегодня единственным каноном для иллюстраторов является убедительность. Если человек нарисован с гипертрофированным частями тела и крошечной головой, но искажения при этом подчеркивают характер, а кости персонажа не ломаются где попало, и силуэт в целом выгляди убедительно — гротескность будет принята в качестве константы авторской стилистики. Другими словами, сегодня рисовальщик должен отвечать духу времени, а сегодняшний мир как никогда полон разнообразия и жаждет оригинальности. Египетские каноны в современном обществе не сработали бы. Основной задачей художника как в древности так и сегодня остается управление вниманием и взглядом зрителя. Эту цель преследуют все сюжетные изображения. Даже картины классической живописи зачастую являются иллюстрациями. Разумеется, когда мастер работает над полотном, он стремится создать шедевр, а не просто картинку в журнал. Вряд ли Делакруа мечтал о том, чтобы репродукции его «Свободы, ведущей народ» украсили страницы учебников истории во всем мире.
Но так сложилось. Сотни живописных картин превратились в иллюстрации, хотя авторы иллюстраторами не были. Все благодаря тому, что цель у этих работ одинаковая. Если гении прошлого, переводя внимание зрителя с объекта на объект, указывали ему на символический смысл картины, то современный иллюстратор ведет зрителя к тезису статьи или покупке кока-колы. Иллюстрация выделилась в отдельное направление вовсе не в Древнем Египте. Конечно, в течение всей истории человечества нам встречаются иллюстрированные произведения: Маккавейские книги середины 9 века, сборник изобретений Аль Джазари середины 14 века, многочисленные иллюстрированные библии, как рукописные, так и отпечатанные на рубеже 15 и 16 веков.
Однако формирование иллюстрации в том виде, который знаком нам сегодня, произошло лишь к 19 веку. До появления промышленных печатных станков выпуск крупных тиражей представлялся весьма затруднительным, а потому иллюстрация была скорее узким ремеслом, нежели отдельной профессией. С появлением периодики и рекламы издателям потребовались художники-оформители в таком количестве, что позже те и стали иллюстраторами. Благодаря этому сотрудничеству в графике произошло множество перемен. Журналам, книгам, кинематографу и другим потребителям иллюстраторского труда требовались яркие, запоминающиеся картинки, которые бы погрузили зрителя в созданный ими мир. Так начали появляться и другие производные от иллюстрации, начиная от комикса, заканчивая анимацией. На графику постоянно влияет окружающий мир. Исключение составляют разве что иллюстрации к классической литературе. Тем не менее даже в книжной графике все находится в непрерывном движении. Авторы адаптируют свои картинки к текущей действительности так, чтобы быть ближе к читателю. Например, на рубеже 19 и 20 века известный британский иллюстратор, Артур Рэкхем, во время работы над графикой к «Алисе в стране Чудес», впервые среди современников отказался от привычного викторианского стиля и разработал образ мира, созданного Льюисом Кэрроллом, соответствующий духу эпохи модерна. Что и говорить о визуальности, созданной для рекламы и периодики.
Большинство классических иллюстраций вне зависимости от географии созданы по одной канве: герои в полный рост или в виде портрета с руками, оправданная перспектива с двумя точками схода, пара-тройка планов, где действие всегда происходит на среднем. Однако, такое построение композиции редко работает для современной коммерческой графики. Она для сегодняшнего зрителя довольно наивна и скучна. Это легко объясняется избытком визуальности в окружающем пространстве. Еще интереснее становится, если мы обратимся к популярным и любимым западной публикой картинкам начала прошлого века. Сразу приходят на ум изящные работы Дж. К. Дейендекера. Он одним из первых ушел от стандартного кадрирования сюжета. У него вы можете увидеть кинематографические кадры в те годы, когда кино и фотография в известном нам виде только зарождались. Примерно в то же время становится широко популярным и комикс, где картинки тоже постепенно приобретают нестандартное кадрирование.
Что и говорить, к середине 20 века иллюстрация расцветает всеми красками. Появляется множество новых форматов, решений, стилей и техник исполнения. Но даже тогда еще не было столько невероятных и интересных подходов к изобразительности как сегодня.