ИП Мироедова Софья Андреевна 600027, г. Владимир, Суздальский проспект,д.11А,1 ИНН 332909161327 ОГРНИП 317332800051573
© MIROEDOVA SCHOOL 2011-2019
При работе над иллюстрацией часто возникает необходимость свериться с реальностью, то есть воспользоваться фотоматериалом для уточнения тех или иных деталей вашего изображения. Это может быть улучшение портретного сходства узнаваемых личностей, достоверная передача тех или иных архитектурных форм и многое другое. Уверена, вы не раз сталкивались с персонажами, презирающими любого, кто рисует по фотографии. Обычно есть два типа таких людей: те, кто приемлет исключительно рисование «из головы» (грубо говоря, по памяти), либо те, кто верит только в работу с живой натурой (зарисовки на природе, рисование с модели). В какой-то мере правы все: и эти два типа староверцев, и люди, работающие по фотографии. Конечно, если начинать рисовать по фото в начале пути, вы можете столкнуться с нарушением понимания пропорций людей, перспективы и колористики. Поэтому, конечно, работа с натуры на первых этапах входа в профессию очень важна. Учась рисовать натюрморты и пейзажи вживую, вы обретаете понимание того, как работает светотень, как разворачивается объем объекта в пространстве. Однако! Если вы уже искусный рисовальщик, ничто не мешает вам опираться в своих иллюстрациях на фотореференсы. Скажу больше, зачастую этот подход не блажь, а необходимость. При работе над коммерческой иллюстрацией вы не раз столкнетесь с тем, что вам нужно добиться портретного сходства какого-нибудь актера или достоверно нарисовать здание белого дома США. Увы, вызывать Брэда Питта на дом, чтобы написать его портрет, или ждать, что вам оплатят билет в Вашингтон, чтобы порисовать с натуры колыбель американского законодательства, не стоит. Это мечты на грани фантастики. Тем не менее, вы всегда можете найти нужные фотографии на просторах сети и подсмотреть, как выглядит тот или иной предмет с разных ракурсов и в разном освещении. К тому же, многие художники задолго до изобретения гугла пользовались фотографией. Импрессионисты и постимпрессионисты были новаторами в этом направлении и практически все пользовались новой технологией дагерротипа для создания некоторых своих произведений. В их числе и Эдгар Дега, и Поль Сезан, и Поль Гоген и даже Винсент Ван Гог.
Традицию продолжили и модернисты, среди которых самым ярким можно считать пример Альфонса Мухи, делавшего для каждой своей работы студийную фотосессию с моделью.
С годами искусство использования фотографии в живописи и иллюстрации продолжает совершенствоваться. В середине прошлого века знаменитый американский художник Норман Роквелл, следуя примеру коллег, тоже пользуется снимками для последующего живописного воплощения своих легендарных иллюстраций.
Так что сегодня опираться на фотоматериал также нормально, как и в 20 веке. Кроме того, технологии позволяют сегодня создавать неповторимые стилистики, сочетая десятки подходов, считавшихся раньше абсолютно несовместимыми. Главное во всем этом процессе, не увлекаться использованием чужих фотографий непосредственно в финальной работе. Авторские права никто не отменял, так что, обнимаясь с референсами, не забывайте, что создал их другой такой же художник! Если его фотография вам нужна позарез, лучше попросите у него разрешения или просто купите изображение.
На эту тему у нас есть замечательный бесплатный первый урок курса «iPad для иллюстратора», где я рассказываю о развитии технологий в искусстве и разных любопытных технических феноменах из прошлого.