ИП Мироедова Софья Андреевна 600027, г. Владимир, Суздальский проспект,д.11А,1 ИНН 332909161327 ОГРНИП 317332800051573
© MIROEDOVA SCHOOL 2011-2019
С самого первого мастер-класса по иллюстрации, который я провела в 2011 году, у меня сформировалось несколько тем, которые я повторяла на каждом новом потоке в оффлайн школе и позже вынесла в большинство онлайн курсов. Во главе списка тема о взаимодействии с клиентом — у меня даже есть специальный курс «Коммерческая иллюстрация», который в красках рассказывает о буднях работы над клиентской графикой и перечисляет все подводные камни.
Все эти знания не свалились на меня в неба и не входили в программу ВУЗов, где я училась. Все это — личный опыт, заработанный хоть не потом и кровью, но точно нервами и бессонницей. Если сжать все эти тонны рекомендаций до «чек-листа», получится следующее:
1. Согласуйте Тех. Задание (или бриф).
Сюда относятся все нюансы работы:
— размер иллюстрации;
— формат изображения;
— описание сюжета;
— количество героев, их особенности;
— описание окружения, если оно есть;
— референсы, если они необходимы для работы;
— стилистика иллюстраций;
— сроки;
— стоимость.
Эти минимальная информация, однако сюда могут входить и другие характеристики. В идеале бриф составляет клиент. Но часто бывает по-другому, в этих случаях не ленитесь составлять его сами и высылать клиенту на почту, чтобы он подтвердил и уточнил информацию.
2. Заключите договор.
Это важнейший пункт наравне с ТЗ, которое необходимо присовокупить к контракту. Часто мы опускаем его, потому что заказчик — друг или заслуживающее доверие лицо, или по ряду других причин. Однако, договор нужен! Не потому, что все должны платить налоги государству, а потому что обеим сторонам необходимо застраховать себя от рисков. Их может быть очень много: от нечистого на руку заказчика, до неадекватного исполнителя. Будем честны, на фрилансе все хороши!
По поводу налогов, чтобы не пугать вас сильно, расскажу простыми словами:
— если вы работаете как физическое лицо, по законодательству РФ все социальные налоги за вас должен платить клиент, если он является ИП или юридическим лицом. Эта надбавка к стоимости должна быть учтена при формировании договора. В идеале вам потом нужно заплатить еще и подоходный налог во время подачи налоговой декларации. Это утомительно, но оно стоит того, чтобы себя обезопасить.
— если вы работаете как ИП, вы каждый год сами за себя платите социальные налоги, но все равно имеете право включить эту сумму в гонорар из расчета стоимости заказа. Кроме пенсионного и медицинского страхования ИП должны платить и налоги с доходов, однако в зависимости от выбранной вами системы налогообложения, эта сумма может быть сведена к минимуму. Например, если вы работаете на патенте.
— если вы работаете как самозанятый, то у вас вообще не должно возникнуть проблем, потому что на данный момент все налоговые операции для этой категории налогоплательщиков очень упрощены. Увы, самозанятость пока является тестовой программой и не все могут попробовать такой подход к оплате налогов. Если в вашем регионе он действует, советую изучить вопрос.
3. Согласовывайте максимальное количество этапов работы.
— нарисовали эскиз — согласуйте;
— внесли правки — согласуйте;
— в вашей чистовой отрисовке есть несколько этапов — согласуйте каждый!
Время от времени клиент утверждает этап, а потом внезапно появляются правки, или он может не заметить какой-то огрех на этапе эскиза, а уже в финале он вылезает в самый неподходящий момент и вам приходится все переделывать. Такое бывает, поэтому возвращайтесь к 1 пункту и каждый раз перепроверяйте, правильно ли вы все делаете.
4. Не бойтесь просить аванс или оплату правок.
Конечно, это оговаривается еще в момент согласования ТЗ, но важно не забывать об этой детали. Ведь клиентская иллюстрация, если уж вы за нее беретесь, — источник ваших доходов. Не рискуйте потратить время и остаться без денег. Также не забывайте предупредить клиента о том, что правки, выходящие за рамки брифа оплачиваются отдельно — обязательно добавьте этот пункт в договор.
5. Из проекта выходить можно.
А иногда даже нужно. Если только это не пресекается заключенным вами договором. Часто бывает, что проект заходит не туда, клиент предъявляет требования, которые не были оговорены при вашим согласии на работу. Бывает и по-другому: вы могли устать, заболеть, влюбиться или найти более перспективного клиента. Да может быть вас инопланетяне забрали ночью, а когда вернули утром, вы поняли, что нет больше мочи работать на проекте. Изучите договор, смиритесь с неустойкой (если она правомерна в вашем случае) и уходите. Поверьте мне, если вы почуяли неладное в начале или середине работы, велика вероятность, что дальше будет хуже.
Да, это будут подавать вам под соусом «истерии» и «непрофессионализма», однако, если вы видите, что не сможете завершить проект качественно и в своем уме, профессионально и хладнокровно будет именно выйти из дела. Все в итоге останутся довольны.
6. От работы отказываться можно.
Нет правила или закона, который обязывал бы вас соглашаться на все поступившие проекты. Отказ не сделает из вас плохого человека и не понизит градус вашего профессионализма. Зачастую бывает наоборот. В конце концов, решение рисовать иллюстрации для определенного клиента или нет сводится к ответу на 2 вопроса:
— достаточно ли вам интересно;
— достаточно ли платят денег.
В зависимости от ответов можно легко сформировать свое решение. Если вы видите, что проект вам не интересен, но за него хорошо платят — вы можете взяться и спокойно заработать себе на аренду квартиры/покупку телефона/поезду на Бали (нужное подчеркнуть). Если проект не обещает золотых гор, но идея вам очень нравится, никто не будет вас ругать за рисование ниже вашей обычной стоимости — часто в результате такой работы получаются отличные проекты в портфолио.
Не беритесь за работу, если у вас есть сомнения. Никогда. Потому что с 90% долей вероятности они оправдаются.
7. Рисуйте по портфолио.
Работа по портфолио обеспечивает качество и скорость работы. Если у вас заказали стиль, в котором вы никогда не рисовали, есть риск получить неудовлетворительный результат. Вам могут быть лестны слова заказчика о том, что он уверен, человеку с вашим опытом ничего не стоит нарисовать это и то. Это грубая лесть — ни ему, ни вам доподлинно не известно, что получится, если вы начнете рисовать в чуждой для вас манере. В итоге, конечно, может получиться что-то классное. Однако, чаще всего такой опыт выходит боком всем участникам. И, да, если на каком-то этапе работы вас просят изменить согласованный стиль — смотрите пункт 5.
Можно расписать каждый пункт еще подробнее. Однако реальность не всегда совпадает с нашими «чек-листами». Все мы люди и часто испытываем сомнения или даем слабину. Поэтому, если вы начинаете свой профессиональный путь в иллюстрацию на фрилансе, будьте бдительны — кроме умения классно придумывать и рисовать вам понадобятся способности уверенного ведения переговоров и согласования проекта. Многие из нас, пав жертвами ненависти к своему посредственному навыку общения с клиентом, ушли в штат крупных компаний, на микростоки или открыли собственные производства.
Ваша Софья М.