ИП Мироедова Софья Андреевна 600027, г. Владимир, Суздальский проспект,д.11А,1 ИНН 332909161327 ОГРНИП 317332800051573
© MIROEDOVA SCHOOL 2011-2019
Монохромная графика — это прародитель всей визуальности. Начиная от наскальных рисунков углем, заканчивая современными модными иллюстрациями, человек всегда тяготел к лаконичной выразительности этого вида искусства. Это объясняется, во-первых, простотой воспроизведения, ведь даже гравюры намного проще и быстрее печатать в один цвет, нежели производить несколько подходов для добавления оттенков. И во-вторых, простотой восприятия, потому что контрастные оттенки одного цвета воспринимаются глазом намного быстрее, чем полноцветное живописное изображение, которое требует дополнительного времени и внимания. Может показаться, что использование одного цвета сильно ограничивает воздействие, которое графика может произвести на зрителя. Однако, кроме добавления в работу богатой палитры оттенков цветового круга, график может использовать обширный инструментарий фундаментальных законов разработки изображения. Именно о них мы сегодня и поговорим!
Нам, иллюстраторам, черно-белая, как и любая одноцветная графика, интересна законами построения композиции. Именно здесь работа с контрастами и ритмами имеет наибольшее значение. Без знаний базовых правил работы с линией, пятном и полутоном, не сложится не только никакая монохромная иллюстрация, но и никакая изобразительность вовсе. Однако, если в цветной графике и живописи мы можем постараться сместить внимание зрителя на яркие цвета или богатство оттенков, в черно-белых работах у нас есть лишь одно, зато мощное оружие — композиция.
Это правило отлично доказывают бесконечные шедевры мастеров черно-белой графики. Как в древности, так и сегодня мы можем брать их в свои главные учителя, чтобы на их примерах научиться виртуозно создавать интересные графические работы. Давайте рассмотрим основные правила, которыми стоит вооружиться для работы с монохромной иллюстрацией:
1. Контрасты
Наверняка вы знаете, что существует множество контрастов, от цветовых, до контрастов форм, размеров и даже фактур. Поскольку монохромная графика построена на главном цветовом контрасте — растяжке от самого темного до самого светлого тона цвета, то их мы будем использовать в качестве основы. Например, можно интегрировать в работу контраст по размеру пятна: на крупной темной форме располагать небольшие светлые и наоборот. Именно по этому принципу построены все работы скандального викторианского иллюстратора, Обри Бердслея. Проследите, как в его работах взаимодействуют объемы черного и белого — благодаря этому мастерству каждая его графическая композиция притягивает взгляд и заставляет углубиться в исследование сюжета и деталей.
2. Ритмы
По сути ритмы — те же контрасты, они служат ускорению или замедлению динамики восприятия вашего произведения. Вы можете использовать монотонные ритмы, располагая те или иные объекты частоколом, чтобы подчеркнуть скучную рутину. Либо наоборот, сбивать ритмику, чтобы внести хаос в работу. Кроме того, есть и вполне простой способ их использования: вспомните дорогу, вдоль которой стоят электрические столбы — по мере удаления от зрителя они уменьшаются, и расстояние между ними также сокращается. Перспектива — самый элементарный ритм, с помощью которого вы можете направлять внимание зрителя и создавать пространство иллюстрации.
3. Линия
Если ваша графика построена на работе с контурами, не забывайте о том, что они тоже не должны быть монотонными. Где-то ваши линии могут становиться толще, где-то превращаться в пунктир или вовсе исчезать. С помощью этого приема вы сможете не только сделать вашу работу более интересной для рассматривания, но и создать объем без использования полутона. Для этого делайте контуры на стыках светов тоньше, а в тенях наоборот, утолщайте линии или даже превращайте их в крупные пятна.
4. Полутон
Самое очевидное использование полутона — добавление объема объектам на иллюстрации. Для этого вам прежде всего понадобятся знания о светотени, рефлексах и воздушной перспективе. Однако, это не единственный способ разбавить вашу черно-белую графику оттенками основного цвета. Вы можете добавлять фактурные пятна средних тонов, чтобы расставить акценты и привлечь внимание зрителя к деталям.
5. Фактуры и текстуры
Не забывайте, что в вашем арсенале очень лаконичная палитра инструментов, поэтому нужно использовать каждый из них по максимуму. С помощью текстурированной бумаги и фактуры, создаваемой с помощью различных кистей, как традиционной белки и щетины, так и цифровых аналогов, вы можете создать не только интересный контур или классный спецэффект, но и подчеркнуть пространство и разделить иллюстрацию на несколько планов. Этот способ работы с монохромной графикой отлично подойдет как для подчеркивания форм в многофигурной сюжетной иллюстрации, так и для лаконичных набросков, например, в fashion-иллюстрации.
Монохромная графика — отличный стилистический выбор как для персональных проектов, так и для различной коммерческой графики. Кроме того, если вы или ваш клиент хочет добавить в работу свежести и настроения, вы всегда можете дополнить черно-белую картинку несколькими яркими цветовыми пятнами и перевести вашу графику из разряда монохромной в семейство цветной.
Кстати, по теме еще есть небольшая лекция, где я рассказываю о своих любимых проектах, нарисованных в черно-белой графики. Ее можно посмотреть здесь.