ИП Мироедова Софья Андреевна 600027, г. Владимир, Суздальский проспект,д.11А,1 ИНН 332909161327 ОГРНИП 317332800051573
© MIROEDOVA SCHOOL 2011-2019
Сказочная графика уходит своими корнями глубоко в древность, опираясь на прочный фундамент в виде иллюстрированных фресок на стенах Древнеегипетских гробниц. Эта тенденция не случайна, именно в древности появляются наши первые сказки — мифы, легенды и, конечно, религия. Именно благодаря этим историям, передававшемся из уст в уста, у человека появилась потребность фиксировать его знания и передавать их по наследству. Первой на помощь пришла, конечно, иллюстрация, поскольку графические, упрощенные изображения — универсальный язык, который можно понять даже не обладая грамотностью. В последствии мы видим развитие иллюстрированных сюжетов в вазописи Древней Греции и свитках Древнего Китая. Даже в Средневековьи основными иллюстрированными сказками остается религия. Однако, из-за отсутствия возможности тиражирования изображений и дороговизны работы над рукотворной книгой графически оформлялись лишь богословие тексты.
Колоссальный скачок в развитии сказочной иллюстрации общество совершило во время промышленной революции. Здесь меняется не только технологическая, но и культурно-социальная основа общества. В конце 18 века начинают появляться первые новые сказки, основанные на языческих легендах, которые авторы перекладывают на современные для них реалии. Ярким примером могут служить сказки братьев Гримм, так усердно иллюстрируемые художниками и по сей день. В 19 веке вместе с появлением промышленных мощностей для печати, появляется новое направление — печать книг и журналов для всех слоев населения. Вместе с этим расширяется и кругозор художников. Мы видим появление сказочной живописи, которую и сегодня можно увидеть в качестве иллюстраций к легендам и мифам.
Иллюстрации: Джон Анстер Фицджеральд, Теодор фон Холст
Вместе с живописью эволюционирует и графика. С появлением новых авторов и жанров в литературе у иллюстраторов появляется все больше поводов для создания пышной графики. Так к началу 20 века мы видим множество переизданий «Алисы» Кэрролла с использованием графики множества разных иллюстраторов. Викторианская строгость, препятствовавшая порывам многих творцов сменяется свободой и чувственностью модерна. И мы видим невероятное развитие сказочной графики в иллюстрациях художников из всех уголков мира.
Иллюстрации: Артур Рэкхэм, Гарри Кларк, Иван Билибин
Также в начале прошлого века рождается детская сказочная иллюстрация. Этому жанру мы обязаны множеству талантливых графиков, среди которых небезызвестная Беатрис Поттер, автор и иллюстратор собственных сказок, и создатель визуального облика Винни Пуха, Эрнест Шепард. С изобретением нового жанра в литературе рождается и новые язык изобразительности, поскольку художники осознают, что дети видят мир немного иначе, чем взрослые. Поэтому и картинки в их сказочных книжках должны общаться с ними на понятном им языке.
Иллюстрации: Беатрис Поттер, Эрнест Шепард
На протяжении всего 20 века сказочная графика развивается семимильными шагами, развивая новые стилистически и технические приемы и по факту на пару с фантастической иллюстрацией является главной виновницей появления привычных нам приемов иллюстрации. Именно благодаря художникам 20 века сегодня иллюстраторы, работающие в любой стилистике, могут найти свою аудиторию и нишу для работы.
Иллюстрации: Латиф Казбеков, Геннадий Калиновский
Сказочная графика, существующая сегодня, — прямая наследница сказочных живописцев 19 века, иллюстраторов волшебных историй эпохи модерна и мастеров иллюстрации детской сказки. Сейчас для каждого возраста существуют свои истории, а значит и иллюстрации в книгах для детей, подростков и взрослых кардинально отличаются друг от друга. Сегодня в отличие от Древности и Средневековья взрослые читают свое фэнтези, а дети — свое. Кстати, если в детской сказочной иллюстрации возможны практически любых стилистические подходы, то взрослая графика отличается в пользу реализма. То, что дети могут воспринять в волшебной гротескной манере, взрослые предпочтут увидеть в максимально приближенной к реальности стилистике.
Иллюстрации: Геннадий Спирин, Шон Тан, Дима Ребус, Слава Шульц, Grafit Studio
Так что, выбирая аудиторию для своей сказочной графики, подумайте, как именно хотите рисовать вы! Ведь для серьезных консольных и карточных игр вам придется познать дзен реализма, а для волшебных книжек детей дошкольного возраста как следует разработать навык изображения милых зверушек.
Если эта статья была вам полезна, возможно вас заинтересует лекция на тему истории и современных тенденций в сказочной иллюстрации, которая более полно раскрывает этот вопрос:
посмотреть лекцию.
*на заставке иллюстрация Артура Рэкхэма «Титания встречает Оберона»