ИП Мироедова Софья Андреевна 600027, г. Владимир, Суздальский проспект,д.11А,1 ИНН 332909161327 ОГРНИП 317332800051573
© MIROEDOVA SCHOOL 2011-2019
Иллюстрация имеет многовековую историю. И именно декоративный стиль сохранил все эти веяния с самого зарождения искусства, со времен Древнеегипетских росписей. Европейские гравюры и восточные ксилографии продолжили традицию, укрепив основательный фундамент, на котором, выдержав влияния импрессионизма, модернизма, авангардизма и поп-арта выросла современная декоративная иллюстрация. Менялись лишь способы достижения изображения — если раньше это были фрески на стенах гробниц, вазопись и деревянные дощечки, то теперь всё больше цифровые программы.
Особенно прочно декоративный стиль закрепился в букете графических подходов во времена золотого века иллюстрации. Художники той эпохи часто вдохновлялись как европейской гравюрой, исследованиями древних культур, так и азиатскими веяниями: в частности графикой и живописью, что и послужило развитии определенных канонов изобразительности. Как на Древнеегипетских фресках, так и в традиции Японской и Китайской изобразительности основным рабочим инструментом здесь является линия, оттененная монохромным или цветным пятном. В отличие от традиционной европейской школы это выглядит явным упрощением, однако при помощи мастерского владения кистью художник может показать объем и светотень, используя лишь эти примитивные приемы.
Во время бурного развития иллюстрации на рубеже 19 и 20 веков появилось масса иллюстраторов, работавших в этом стиле. К примеру, Обри Бердсей, скандально известный иллюстратор произведений Оскара Уайльда невероятно филигранно использовал черно-белую линию и пятно, создавая захватывающие композиции, оттененные внимательной проработкой деталей.
Другой ярчайший представитель жанра звезда ар-нуво — известный всем Альфонс Муха. На примере его работ можно проследить основные приемы работы в данной стилистике. Здесь и контуры разных цветов и толщин и мягкие заливки. Важно обратить внимание на использование растительных и животных мотивов в орнаментах, обрамляющих фигуры.
Список великих иллюстраторов, создавших декоративный стиль таким, каким мы знаем его сейчас, невероятно велик! Здесь и замечательные сказочные иллюстрации Гарри Кларка и Артура Рэкхэма, и элегантная графика Эрте и Бабьера, и фантастический комикс Жана Жиро и Кацухиро Отомо. Продолжать можно бесконечно! Вместо этого предлагаю перейти к практической стороне статьи и разобраться, как же именно строится декоративная визуальность, и как вы можете использовать ее приемы в своих иллюстрациях.
Иллюстрации: Артур Рэкхэм, Гарри Кларк, Эрте, Жорж Бабьер, Жан Жиро, Кацухиро Отомо
Декоративный стиль по праву занимает все ниши иллюстрации. Его и сегодня можно встретить и в журналах, и на рекламных проспектах, в книгах и на фэшн-подиуме. Итак, чему необходимо уделить особое внимание:
1. Линия
Одним из главных изобразительных средств этого стиля является линия. Поэтому можно подчёркивать те или иные фигуры или детали за счёт толщины линии. Выделять передние планы более основательным контуром и переходить к тонким контурам в задних планах и деликатных элементах. Я часто использую динамический контур в работе над монохромной графикой, чтобы сделать ее более объемной:
2. Пятно
Пятно это второе по счёту, но не по значению средство достижения глубины изображения. Его можно внедрять как элемент объекта, либо тени. При работе с цветом можно упрощать сложные сплетения цветов задних планов одним упрощённым пятном. Отличную работу с пятном можно найти у Дэниеля Тэйлора:
3. Пропорции
Для декоративной иллюстрации свойственно соблюдение приближенных к реальности человеческих пропорций и элементов среды. Упрощённой может стать композиция задних планов или перспективы. Но основные формы и персонажи должны сохранять правдоподобность пропорций. Посмотрите, как здорово обыгрывают формы героев, сохраняя допустимую степень реалистичности, Антонио Рейнхард:
4. Цветовая палитра
В этом стиле часто практикуется полный отказ от цвета, либо использование лаконичной палитры. Цветовая эстетика стиля предполагает преобладание изобразительных средств линий и пятен, отказываясь от контрастных цветов. Однако сами контуры могут становится цветными. Это усложняет задачу, но делает иллюстрацию более живой. Подсмотреть, как использовать цвет можно у мастер киноафиши, Томера Хануки:
5. Детали
В данном случае крайне важны акценты на деталях. При этом нужно отдавать себе отчёт, что нельзя перегружать изображение лишними элементами — иначе оно превратится в текстуру или орнамент. Какие-то области иллюстрации могут быть наполнены прорисовкой и деталями, остальные же остаться абсолютно свободными и упрощёнными. Особенно здорово прослеживать мастерство в проработке деталей в около-абстрактных иллюстрациях, например, у Ори Тура:
6. Орнаментальные мотивы
В качестве усложнения части изображения и во избежании использование повторений можно использовать орнаменты. К тому же это является исторически сложившейся особенностью стиля. Возможны орнаментальные рамки, текстуры в элементах одежды и пространства. Но опять же следует помнить о разумном использовании этого эффекта и не злоупотреблять им. На первый взгляд, этот пункт кажется пережитком, но при верном использовании может обосноваться в авторской стилистике и за счет этого сделать ваш почерк более узнаваемым и оригинальным, к примеру, как у Шибо Чена:
7. Текстуры
Текстуры, как и орнаменты, служат для увеличения интенсивности изобразительности на областях объектов или же на всей плоскости иллюстрации. Можно использовать всевозможные реалистичные фактуры, состаривание и текстуры, созданные путём вкрапления элементов других стилей. К примеру, Корато Чиба мастерски использует этот прием, что подчеркивает ее приверженность традициям стиля укиё-э, который также можно взять на заметку:
Это лишь основные направляющие, которые помогут вам освоиться в этом стиле. Старайтесь не ограничивать себя этими рамками, а использовать их как стартовую площадку для развития авторского подхода. Сегодня самые интересные открытия в области иллюстрации рождаются на стыках зачастую изначально чуждых друг другу стилистик!