ИП Мироедова Софья Андреевна 600027, г. Владимир, Суздальский проспект,д.11А,1 ИНН 332909161327 ОГРНИП 317332800051573
© MIROEDOVA SCHOOL 2011-2019
Фантастическая иллюстрация развивается в ногу с остальными жанрами и направлениями современной графики. Предлагаем вам посмотреть, насколько разной по подходу и реализации была фантастическая иллюстрация в различные времена.
На заре научной фантастики как отдельного жанра произведений искусства (не будем причислять сюда мифологические сюжеты и религиозную тематику), графика, сопровождавшая sci-fi тексты часто была неуклюжей и даже забавной. Расцвет иллюстрации этого направления произошел вместе с увеличением интереса публики к литературе этого направления. Большой популярностью в викторианской эпохе пользовались открытки, изображавшие будущее. Так есть замечательная серия рисунков французских художников, которым представилась возможность пофантазировать на тему реальности 2000 года.
Иллюстрации: «France in the Year 2000» (1899-1900)
Однако, иллюстрации к серьезным произведениям, таким как, например, творчество Лавкрафта и Жуля Верна, соблюдали все традиции классической книжной графики. Здесь мы видим традиционное наследие гравюры и графической манеры тех лет.
Иллюстрации: Édouard Riou and Alphonse de Neuville 1871
Позднее, в 20 веке, фантастика переместилась из книг на страницы развлекательных жанровых журналов, что породило целое направление иллюстраторских экспериментов — создание обложек к sci-fi-зинам. На страницах этих изданий большой популярностью пользовался реализм. В середине прошлого века фотография начинала отвоевывать рекламное и журнальное пространство, поэтому иллюстраторы делали все, что могли, чтобы создавать качественную конкуренцию новому направлению визуальности. В фантастике графические художники могли сделать намного больше, чем фотографы. Однако, когда мы смотрим на результаты их труда, они кажутся нам смешными и наивными. Даже иллюстрации к серьезной социальной фантастики превращались в кукольный театр. Проблема была лишь в том, что художники старались показать удивительные вещи слишком близко к тексту. А взглянуть на героев фантастического произведения глазами автора задача очень непростая.
Иллюстрации: Amazing Stories
Со временем художники научились достовернее сращивать реальность и воображаемый мир, поэтому ниша sci-fi и по сей день полностью оккупирована представителями художественного сообщества. Очень много для развития жанра сделали создатели графических романов. Не случайно мирами, созданными Мебиусом режиссеры и производители компьютерных игр вдохновляются до сих пор.
Иллюстрации: Moebius (Жан Жиро)
Рисуя концепт-арты к фантастическим играм и фильмам, художники по-прежнему чаще всего вынуждены оставаться в рамках реализма. Пусть это будет реализм условный или упрощенный (как, например, в комиксах Жана Жиро), тем не менее, сохраняется достоверность пропорций, правила перспективы и работы со светотенью. Это необходимо во многом, чтобы подчеркнуть контраст вымышленного мира и повседневной реальности.
Иллюстрации: Roger Dean
Однако, не смотря на важную роль, которую играет реализм в этом жанре иллюстраторского ремесла, важно помнить и о других стилях, которые постепенно отвоевывает территорию фантастики. Так или иначе, выбор в пользу любого стиля должен быть оправдан задачами, которые стоят перед мастером. Ведь работая над иллюстрацией к литературе, очень важно сохранять баланс между соавторством и прямым пересказом. Вы не должны быть слишком иносказательны, в то же время нельзя опускаться до буквального перечисления описанных предметов. Зачастую flat-иллюстрации это удается лучше, поскольку она изначально общается со зрителем на очень простом визуальном языке. Тем не менее, иногда иллюстрации просто необходимы подробности. Сегодня это скорее касается игровой индустрии и кинематографа, чем журнальной и книжной графики.
Иллюстрации: Fred Augis, Leonard Dupond, Dániel Taylor
Так что, в каком бы стиле вы ни творили, у вас всегда есть шанс стать отличным фантастом, пользуясь приемами великих мастеров sci-fi литературы. Это отличный жанр для работы, поскольку зрители с первых секунд созерцания иллюстрации на обложке и до окончания чтения литературного произведения играют по правилам фантастики.
P.S.
Если вам была интересна эта статья, то вам может понравится лекция Софьи об истории и современных тенденциях sci-fi иллюстрации:посмотреть тут.