ИП Мироедова Софья Андреевна 600027, г. Владимир, Суздальский проспект,д.11А,1 ИНН 332909161327 ОГРНИП 317332800051573
© MIROEDOVA SCHOOL 2011-2019
Чтобы нарисовать классную иллюстрацию, нужно знать анатомию, перспективу, правила светотени и многое другое. Даже если вы в совершенстве владеете этими навыками, без композиции вы не сможете создать убедительного изображения. Есть тысячи различных советов о работе над созданием идеальной графики. Но именно композиция является фундаментом любого визуального ряда вне зависимости от того, снимаете вы фильм, делаете фотографию или рисуете иллюстрацию. Давайте разберем основные правила ее построения!
1. Композиционный центр
Можно подумать, что это просто середина изображения. Это не совсем верно. Когда мы смотрим на горизонт, наши глаза поднимаются чуть выше фактического центра формата. Горизонт делит его не пополам, а чуть выше середины. Поэтому и композиционный центр будет чуть выше от середины листа. Самое простое, что вы можете сделать — это расположить все ваши объекты по центру с главным акцентом чуть выше середины. Если вы рисуете портрет или фигуру в интерьере, располагайте его по центру, голову в верхней части формата.
2. Золотое сечение и правило трех третей
Следующий вариант работы с композицией, который дает намного больше вариаций использования — это золотое сечение. Все люди сталкиваются с ним, когда смотрят на себя в зеркало, любуются природой или изучают горизонты Вселенной. Это фундаментальное правило, основанное на математических закономерностях. Чтобы воспользоваться им при построении композиции, достаточно запомнить простую пропорцию: 1/1,6: мы берем наш формат делим его на 3 части горизонтально и вертикально. Однако эти части не будут равными, пропорция составит 1/1,6. Центральные области нашего формата будут больше, внешние — меньше, как по вертикали, так и по горизонтали.
Есть небольшая хитрость: если вам лень всё время вымерять пропорции золотого сечения, вы можете воспользоваться правилом трёх третей. Оно намного проще: вы берете лист и просто делите его на 3 абсолютно равные части по горизонтали и по вертикали. С небольшой погрешностью, но необходимый фундамент у вас всё равно будет.
3. Спираль фибоначчи
Спираль Фибоначчи — очень важный элемент работы с изобразительностью. В неё вписываются композиции всех великих полотен вне зависимости от эпохи или направления в искусстве. Эта зависимость неслучайна: спираль, основанная на последовательности Фибоначчи, является основополагающим принципом создания нашей Вселенной. Таким образом многие художники даже интуитивно пользуются этим правилом. Как вы уже поняли, чтобы воспользоваться преимуществами этого подхода, достаточно запомнить пропорцию сетки золотого сечения, а крутить спираль можно как по часовой, так и против часовой стрелки!
4. Ритмы
Использование ритмов в вашей работе поможет подчеркнуть динамику вашей иллюстрации. Если вы изображаете скучное, рутинное действие, воспользуйтесь равномерными, повторяющимися ритмами. Если же вы хотите акцентировать скорость развития сюжета, постройте композицию на увеличивающихся или уменьшающихся ритмах. Самое простое использование ритмики — работа с перспективой с 1, 2 или 3 точками схода.
5. Симметрия и асимметрия
Симметрия и асимметрия также помогут настроить скорость действий в вашей иллюстрации. Симметричная композиция сделает вашу работу спокойной и остановит движение. Такой вариант часто используется при рисовании портрета в фас. Асимметричная композиция, напротив, внесёт динамику и поможет зрителю «путешествовать» по формату. Асимметрия хорошо строится на неуравновешенных треугольниках и помогает скомпоновать сложную многофигурную композицию.
Это фундаментальные принципы, на которых держится вся изобразительность. К ним прибегали как древние мастера, так и революционеры искусства двадцатого века. Эти правила помогут вам перестать блуждать во тьме в поисках идеальной композиции для вашей иллюстрации. Однако не забывайте сочетать их наиболее оригинальным и подходящим для ваших целей способом. Ведь ваше авторское видение в любом случае останется вашим главным оружием!
Кстати, у нас есть познавательная лекция о том, как менялись каноны композиции на протяжении всей истории искусства иллюстрации, вы можете посмотреть ее здесь. А отточить навык работы с композицией вы можете на нашем курсе «Идеальная иллюстрация».