ИП Мироедова Софья Андреевна 600027, г. Владимир, Суздальский проспект,д.11А,1 ИНН 332909161327 ОГРНИП 317332800051573
© MIROEDOVA SCHOOL 2011-2019
Мне доводилось работать над разного рода текстами, начиная от увесистых книг, заканчивая короткими журнальными колонками. Можно было бы по каждому случаю написать отдельную главу! Одним из самых интересных опытов на данный момент я считаю работу над серией иллюстраций к роману «Источник» Айн Рэнд. Надо мной не было ни заказчика, ни арт-директора, так что графика получилась максимально близкой к моему видению книги. Конечно, задача книжного иллюстратора довольно скользкая: нужно создать целый мир по произведению, но в то же время постараться не навязать собственных образов читателю. Думаю, именно поэтому сейчас во взрослой литературе так редко встречаются иллюстрации. Однако, поскольку проект иллюстраций к «Источнику» был в большей степени персональным, я могла развернуться на полную, при этом оставаясь в определенных рамках стиля произведения.
Я расскажу о самых важных этапах работы над этой графикой, возможно, канва окажется полезной и вам.
1. Анализ текста
Поскольку арт-директора надо мной не стояло, в первую очередь необходимо было прочитать весь увесистый роман. Мне облегчило задачу то, что я уже читала его и на тот момент была в полном восторге. Образы героев и городов, созданные Айн Рэнд, настолько четкие и проработанные, что создавалось впечатление, будто картинки уже нарисованы автором. Повествование, не смотря на свой объем, очень структурированное, а образность яркая. Весь сюжет вертится вокруг молодого гениального архитектора, чьи творения бросают вызов современности. Окружением служит своеобразная аллегория на идеи коммунистического прошлого Рэнд, однако они выгодно вписаны в капиталистические реалии США начала 20 века. Язык, события и атмосфера пропитаны монументальностью архитектурных декораций. Даже герои будто скульптуры, высеченные из камня каким-нибудь учеником Родена. Отсюда и родилась мысль о черно-белых иллюстрациях с подчеркнутой лаконичной композицией.
2. Динамика и ритмы
Сюжет романа последовательно раскрывает каждого героя, параллельно по порядку описывая события. Скорость повествования довольно медленная, моментами даже «тягучая». Часто, чтобы лучше погрузиться в произведение, я пользуюсь музыкальными аналогиями. У музыки, как и у литературы, и у изобразительности, есть ритмический рисунок, однако именно в музыке он наиболее ясно считывается. Для работы над «Источником» я выбрала саундтрек к сериалу Стивена Содерберга «The Knick» композитора Клиффа Мартинеса. В композициях, так же как в романе очень хорошо вырисовывается ритмика: периодически замедляется, потом ускоряется. Да и в целом музыка, на мой взгляд очень здорово подходит монументальной стилистике романа. Так что динамику композиции в иллюстрациях я строила, опираясь на эти ускорения и замедления. Поэтому одни иллюстрации построены на динамических направляющих, асимметричны и очень стремительны, другие наоборот, практически статичны. Однако даже на главной, открывающей иллюстрации за видимой симметрией скрыта мощная динамика. Здесь фигура главного героя располагается посередине листа, но направляющие стройки на заднем плане создают движение, ведущее взгляд зрителя прямо к фигуре. Таким образом композиция, оставаясь устойчивой и основательной, как и сам главный герой, наполнена внутренними вибрациями, которые лишний раз подчеркивают стабильность и устойчивость фигуры на переднем плане.
3. Разработка персонажей
Для поддержания монументальности композиции нарисованные персонажи должны были быть похожи на героев романа скорее характером линий и объемов, нежели чертами лица. Поэтому я сконцентрирована работу на динамике фигуры, на работе с массами черного и белого. Мне нужно было, чтобы создавалось впечатление, будто каждый силуэт на иллюстрации находится на единственном, возможном для него месте. Ссылаясь на стилистику языка автора, в иллюстрациях я старалась добиться того же контраста и противостояния. Конечно, в романе слишком гротескны образы добра и зла, но это лишь помогает в работе над графикой. Благодаря этому герои получили графические воплощения своих литературных характеров: Рорк стал высоким, скульптурным, несколько замедленным в движениях и стремительным во взгляде; Доминик тонкой и практически прозрачной.
4. Стилистика
Вся серия иллюстраций получилась очень лаконичной, но в то же время захватывающей. Я оставила некоторую живость наброска всем картинкам, чтобы сохранить ощущение динамики повествования. Хотя, конечно, это всего лишь черта моего стиля, которая отражает мое личное видение этого романа. Вероятно, если бы эта серия была выполнена на заказ, вид у иллюстрации был бы более завершенным. Однако, как сказал мой учитель живописи, Андрей Ювенальевич Коровин, каждый творец вправе решать, в какой момент его произведение становится законченным.
Что особенно выделяет для меня эту персональную серию, так это резонанс, который она получила. Будучи нарисованой в 2015 году, она остается актуальной по-прежнему. С тех пор мне пришли десятки писем с просьбами использовать эти работы в публикациях, архитектурных изданиях, новостях и даже в качестве татуировок! Благодаря им я получила массу заказов на иллюстрации в подобном стиле от разных клиентов, среди которых и ряд работ к расследованию о пластической хирургии для РБК. До сих пор жалею, что не отправила эту серию на какой-нибудь актуальный тогда конкурс. Тем не менее этот случай лишний раз подчеркивает силу персональных проектов.