Основы: построение фигуры

Основы: построение фигуры

Софья Мироедова
2021-06-03 14:45:01

Основы: построение фигуры

Софья Мироедова
2021-06-03 14:45:01

Работа с натурой — один из основополагающих принципов разработки навыка рисования. Поэтому на сегодня мы уделяем особое внимание зарисовкам. В отличие от прослушивания лекций и штудирования учебных материалов, рисование набросков повышает навык по очень простому принципу: чем больше количество, тем выше качество. Разумеется, нельзя бездумно копировать действительность, важно постоянно анализировать натуру и сам процесс. Приступая к зарисовкам старайтесь каждый раз ставить перед собой чуть более сложную задачу.

Итак! В этой статье мы будем говорить о двух видах объектов: одушевлённых и неодушевлённых, среди которых будут люди и велосипеды! Может показаться, что подход в рисовании должен фундаментально отличаться. По факту в обоих случаях важно поймать основное движение! Конечно, работая над академическим рисунком, мы должны всегда помнить о правилах построения, пропорциях, светотени и десятке других нюансов. Наброски же дают нам известную степень свободы, тем самым помогая довести навык до автоматизма. В начале пути всё равно придется вспоминать об анатомии и перспективе, но с опытом быстрые рисунки будут лишь подспорьем к профессиональной работе или приятным дополнением к путешествию.

Основы: построение фигуры

Пропорции
Первым делом давайте вспомним основы анатомии: человека можно измерить в его головах, как удава в попугаях. В среднем в высоте взрослого человека помещается 7—7,5 голов. Вы можете познакомиться с теорией анатомии поближе, полистав Баммеса или пройдя наш онлайн курс «Иллюстрация для начинающих» — в обоих случаях вы сможете разобрать пропорциональное строение человека на наглядных примерах.

Основы: построение фигуры

Динамика
Далее переходим к более важному моменту: работе с динамикой. Любой фигуре, особенно находящейся в движении, соответствует определенная основная динамика. Кроме главного направления движения эта динамика сразу сообщает нам множество факторов: характер объекта и его структуру. Например, у велосипеда будет более прямолинейная динамика по сравнению с человеком, который на нём едет. Движение формы может сразу же задать настроение персонажа или его возраст. Понаблюдайте за людьми на улице или в метро: у всех разная осанка — значит, немного смещен центр тяжести — это и приводит к разности в динамике.

Детали
На основное движение можно нанизывать центральную ось и остальные детали — руки, ноги, голову и тп. Часто динамику задает одежда, это важно учитывать, чтобы из-под массивного плаща убедительно выглядывали ступни и кисти рук. Велосипед же в целом является довольно простой формой, сбивает с толку только большое количество деталей и кругов. Но достаточно один раз с ними разобраться, чтобы рисование любой модели превратилось в удовольствие, а не в скрупулезный труд.

Работа с натуры
Кроме того в набросках с натуры и с фотографии есть огромная разница. Если вы рисуете с живой модели, то вы создаете свое пространство и задумываете композицию. В некоторой степени такой подход чуть сложнее, но тем самым намного более эффективен и интересен.

Если же у вас нет под рукой людной улицы или сговорчивого натурщика, вы можете использовать фотографии. Здесь вы будете копировать уже состоявшуюся композицию и ракурс, но работа пойдёт быстрее, а значит вы сможете сделать больше набросков и, возможно, лучше разобраться с нюансами перспективы или строением фигуры человека. Если же вы профи, то для вас разница лишь в интересе: кому-то больше нравится работать с отснятым материалом, кто-то предпочитает постоянную «работу в поле».

Ваша задача — выбрать максимально комфортный лично для вас вид работы с живой моделью. Вы можете сделать сто набросков за 4 часа, а можете поработать всего над десятком — ни один из подходов не будет заведомо ложным или верным. Зарисовки хороши для любой степени владения мастерством. Вы можете собрать несколько блокнотов натурных эскизов, а потом использовать их в самостоятельных работах и даже коммерческих заказах.