ИП Мироедова Софья Андреевна 600027, г. Владимир, Суздальский проспект,д.11А,1 ИНН 332909161327 ОГРНИП 317332800051573
© MIROEDOVA SCHOOL 2011-2019
иллюстрация: Кукрыниксы
Можно сказать, что всё искусство от самого своего зарождения шло рука об руку с политикой. Оно могло спровоцировать революцию или наоборот потушить пламя раздора. Так что и иллюстрацию, как яркий сегмент искусства, можно считать пособником политики. Особенно если оглянуться на её прошлое и увидеть, что иллюстрация как таковая появилась как графическое сопровождение сначала религиозных текстов, а потом и революционных листовок.
В современном мире политическая иллюстрация — это карикатуры и комиксы, огромное множество гротесков, заполняющих полосы журналов и пространство предвыборных плакатов. Для иллюстратора запрос на политическую иллюстрацию может быть обычным клиентским заказом — скажем, обзорная графика последних событий или сопровождение к статье с анализом тех или иных событий. Реалистичная или декоративная иллюстрация вряд ли кого-то обидит или навлечёт на себя критику, особенно если не имеет особой окраски относительно политического фона.
Иллюстрации: Мария Шишова
Но, допустим, что страна находится в состоянии предвыборной гонки — тогда вольно-невольно все изображения политиков перестанут восприниматься нейтрально. И в любом портрете будут искать нотки иронии или, напротив, подобострастия. Нам сложно представить, что иллюстратор, изображающий министра в той или иной ситуации может безразлично относиться к сложившемуся режиму и персоне министра в целом. Очень хочется верить, что исполнители не продажны, а идейны. Однако, как это не прискорбно, порой иллюстраторам действительно приходится браться за заказы ради гонорара. Это вопрос спорный и крайне субъективный. Политика пронизывает действительность насквозь и даже тот, кто старается от неё сбежать, бежит позади неё. Чем сильнее хочешь убежать от политики, тем скорее она тебя настигнет. Я считаю, что иллюстратор, ведь профессия это достаточно медийная, должен быть в курсе событий, чтобы не навлечь на себя гнев великих.
К примеру, был очень досадный инцидент с карикатуристом индийским Raghava KK в США. Вскоре после событий 11 сентября он нарисовал карикатуру Бен Ладена, надкусывающего яблоко. Нужно ли говорить, какие последствия это имело! Он получил сотни гневных писем и просьбу уйти из союза карикатуристов США. После чего закрыл свою школу и покинул страну. Здесь он сам рассказывает о своём пути, как художника — https://youtu.be/I_4IK8CiLg8
Иллюстрации: Frank Hoppmann
Работая в политической иллюстрации, нужно быть более, чем осторожным.
Есть целый ряд талантливых художников, работающих в этом направлении в стиле гротеск. Они успешны и популярны, поскольку проблемы, которые они заостряют достаточно захватывающе, но не критично скандальны. Для работы в политической иллюстрации нужно иметь определённую степень смелости. Конечно, многие проекты можно посчитать удачной шуткой, а некоторые — неуместным фарсом. Как ни печально, мне кажется, что порой иллюстраторы сами не отдают себе отчёта в том, в каких проектах участвуют и за какие идеи выступают. Зачастую это проблема финансовой составляющей этой профессии в российских реалиях.
Есть и другая сторона этого вопроса. Часто я сталкиваюсь с рассуждением на тему, не подорвёт ли избыточное количество заказанных рисованных портретов веру в кандидата? Предвыборные кампании основаны на вере в реальные предложения соперников и на первый план ставится личность кандидата. А самым ярким отражением реальности в искусстве является фотография. Так что не перестанут ли граждане верить кандидату, если его личность приобретёт рисованный характер? Как оказывается, в последнее время ответом будет уверенное «Нет», поскольку иллюстрация все смелее выступает в качестве сопровождения ко всем видам коммуникации.
Иллюстрации: Даниил Шубин
Любопытно, как политический пиар пробрался на все уровни воздействия на культурные слои населения. Ведь иллюстрация становится всё более модной, а уличное граффити и подавно на вершине популярности. Вспомнить постер предвыборной кампании Барака Обамы, принадлежавший кисти художника Шепарда Фейри, сделавшего свой стиль культовым. Так что, видимо, графическое изображение политиков становится всё более и более востребованным, так как им нужно занимать видную позицию в культурном контексте.
Так или иначе вопрос остаётся открытым — является ли политическая позиция, изображённая на клиентской иллюстрации, позицией иллюстратора, или это всего лишь ремесленное отражение точки зрения клиента?