ИП Мироедова Софья Андреевна 600027, г. Владимир, Суздальский проспект,д.11А,1 ИНН 332909161327 ОГРНИП 317332800051573
© MIROEDOVA SCHOOL 2011-2019
*иллюстрация Зарины Фатыховой с курса по иллюстрации Miroedova School (2012)
Объектная иллюстрация стала возможной только с изобретением фотографии. Однако основу этого стиля заложили ещё скульпторы. Истоками современной объектной иллюстрации стоит считать инсталляцию, которая так активно развивалась в прошлом веке.
Исполняя главную задачу иллюстрации, художники, занятые этим стилем, прибегают к схожим приёмам,что и коллажисты. Огромное множество материалов, которые можно задействовать, позволяют объектной иллюстрации удачно отличаться от остальных её видов. Само произведение объектной графики может служить и иллюстрацией и предметом искусства инсталляции или скульптуры.
Не смотря на все плюсы, в этом стиле работает очень мало иллюстраторов. Он превышает остальные техники по сложности, и по глобальности замысла, и пути его воплощения. Объектную иллюстрацию можно строить на композициях, созданных собственноручно и готовых предметах помещённых в надлежащую среду и контекст. Посмотрим, какие подходы наиболее распространены:
*иллюстрация Shaun Tan
1. Создание скульптуры/инсталляции
— работа на основе одного материала
Объекты можно создавать из однородного материала — пластилина, глины, бумаги, проволоки и пр. Фигуративные композиции на основе одной фактуры нужно стоить на ритмах форм, чтобы избежать монотонности.
— работа с комбинированными материалами
Оперируя различными материалами можно добиваться очень пластичных эффектов. Различные фактуры могут подчеркивать те или иные свойства объектов. Можно создавать декорации и персонажей, обладающих большей изобразительностью, нежели иллюстрации, выполненные на основе одного материала.
*иллюстрация SamHundley
2. Использование готовых объектов
— совмещение предметов быта
Реальность вокруг нас насыщена различными аллегориями. Зачастую бытовые предметы как нельзя лучше иллюстрируют действительность. Так что легко можно задействовать их в композициях наподобие объемных коллажей.
— куклы
Одними из самых удачных объектов для использования в иллюстрированной композиции можно считать кукол. Это могут быть шарнирные куклы для уроков рисунка, детские куклы, игрушки. Эти предметы сами по себе призваны отражать реальность, поэтому они могут стать лучшими инструментами для создания объектной иллюстрации.
— ассоциативные свойства предметов
При взаимодействии объектов в пространстве композиции важно обращать внимание на их исходные свойства. Манипуляции со светом и композицией могут подчёркивать те или иные характерные черты. Так же предметы быта, игрушки обладают вербальным значением, с которым можно оперировать: изменять его в зависимости от элементов композиции, находящихся в окружении, дополнения деталями, не свойственными ему изначально. Интересно придавать объектам человеческие характеры, помещая их в соответствующие условия.
*иллюстрация Red Nose Stusio
3. Перенос объекта в пространство в плоскость
— фотография
Самый удобный способ перенесения композиции в плоскость — это фотография. Различные ракурсы и работа со светом могут из одной и той же композиции сделать совершенно разные по смысловой нагрузке иллюстрации.
— сканированная копия
Совсем другое дело — переносить объёмное изображение через сканер. Здесь интерес состоит в том, чтобы изначально продумать композицию относительно плоскости. Сканер обладает интересным свойством делать чёткими те области, что лежат на копирующей панели и размывать более удалённые. Таким образом эффект объема сохраняется и дополняется любопытными фактурами.