Miroedova School - Онлайн школа коммерческой иллюстрации
Работа с тоном в цифровой графике

Работа с тоном в цифровой графике

Олеся Нарыжная
2023-07-06 11:47:47

Работа с тоном в цифровой графике

Олеся Нарыжная
2023-07-06 11:47:47

Самая игнорируемая тема среди студентов курсов по иллюстрации и многих самоучек в рисовании — это тон. Я не знаю почему, но тон или раскладку картинки в сером спектре начинающие либо не знают, либо не понимают роли этого важного этапа. А ведь именно негармоничные тоновые сочетания «похоронят» вашу идеальную композицию, точный рисунок и модную палитру.
Привожу пример на своей иллюстрации как с этим работать. Нахожу композицию линейно, то есть просто карандашом ищу положение больших масс объектов в формате листа.

Работа с тоном в цифровой графике

Далее серыми оттенками определяю, что будет самое тёмное, самое светлое и светлее/темнее. Важно, чтобы силуэт ваших объектов был понятным. Далее уже работаю над деталями — готовлю болванки к покраске. После этого этапа к формам предметов я уже не вернусь. Обращаю ваше внимание, цвета всё ещё нет! Он не нужен до этих самых пор! Только теперь, когда композиция, все формы и силуэты найдены, по тону всё чётко и ясно разложено, можно красить.

Работа с тоном в цифровой графике

Почему тон решает? Потому что черно-белое видение у нас, людей, сформировалось раньше, чем цветовое зрение. А цветовая память ещё позже. Потому что в сумерках все цвета приглушаются и становятся неинформативными, а остаются только силуэты и светлота этих цветов, то есть тон. Пример — боковое зрение. Вы не увидите цвет пальто мимо пробежавшего человека, но вы точно скажете, что там сбоку сзади кто-то проскочил, вы видели тень. Железный пример — черно-белое кино. Всё видно и понятно. Никто и ничто не сливаются в единое пятно. Контраст и нюансы — все можно показать и в чб. Цвет - это настроение, эмоции.

Работа с тоном в цифровой графике

Теперь расскажу, что же делать, если вы нарисовали свою иллюстрацию без тонового этапа. Конечно, в идеале этап тона должен быть перед покраской.
Но если не случилось, то вы можете проверять себя уже по покрашеной цветной картинке. Хотя, этот путь длинее в исправлениях, как по мне. Тут сразу уточню, что я рисую на Ipad в программе Procreate и опишу план действий там.

Работа с тоном в цифровой графике

Надеюсь, вы как профессионалы рисуете в нескольких слоях, а не на одном. Итак, открываете вашу цветную картинку, делаете скриншот, сохраняете его. Вставляете этот скрин в ваш файл на новый слой, заходите во вкладку Настройки и выбираете «тон, насыщенность», внизу появляется 3 строки бегунков. Крутим средний влево до конца, обесцвечиваем убирая насыщенность цветов. И вот она магия — одним движением вы получили тона вашей палитры в сером спектре!
Зачем делать скриншот? Во-первых, насыщенность за раз можно убрать только в одном слое, во-вторых, нам дальше пригодится бесцветный вариант. Теперь вы видите что по тону «сидит», а что нещадно «поплыло» и слилось.

Работа с тоном в цифровой графике

Как исправить: Лучше перекрашивать, чем представлять в уме изменение тона. Создаём новый слой поверх черно-белого варианта. В нем будем рисовать новые серые области поверх старых. Смотрим на ваш монохромный вариант и решаем, что будет самое тёмное (кстати, не обязательно чёрное), и что будет самое светлое (так же не обязательно белое). Это будут ваши «берега» тона, ничего темнее и светлее не предполагается, внутри этих берегов вы выбираете другие оттенки. Рисуем в новом слое, тк будет проще его скрыть, чтобы увидеть предыдущий чб вариант и сравнить с новым. Так же тут легче переделать что-то.
Когда по тону все станет окей: видны силуэты, ничего не сливается, тёмное на светлом, светлое на тёмном, контрасты и нюансы в порядке — можно объединить два чёрно-белых слоя в один. И перекрасить уже слои оригинала в новые серые оттенки.

Работа с тоном в цифровой графике

Соблюдая вот эти свеженайденные тонвовые сочетания пора вводить цвет! Открываем ваш скриншот цветной картинки как референс (в procreate это окошко) и смотрим. А далее в вашем чёрно-белом оригинале красим объекты в соответствии с палитрой и тоном: я это делаю во вкладке цвет — круг. И подбираю нужный цветной оттенок чтобы совпадал в тоне с оттенком серого.
Достаточно трудоёмко, согласитесь. Поэтому я вас призываю после линейного этапа рисовать тоном и только потом цветом. Это путь профи, совершенствование навыков и экономия времени.