Перспектива — это не просто урок из школьной программы по геометрии. Это такой же важный инструмент иллюстратора, как цвет, золотое сечение или анатомия человека. Умея пользоваться разными видами перспективы, вы не просто сможете помещать ваших героев в среду, но и воздействовать на восприятие вашей иллюстрации зрителем.
Давайте разберём самые главные виды перспективы и их применение в иллюстрации.
1. Линейная перспектива
Самый простой вид перспективы — это, так называемая, линейная или плоская перспектива. По большому счёту это не совсем перспектива, а просто рисование объекта всегда фронтально. В принципе это довольно просто и фактически, здесь действует всего 1 правило: всё что находится дальше переднего плана просто уменьшается в размерах. Это довольно простой подход, но он отлично работает в минималистичной, flat и детской иллюстрации.
Как правило, плоскую перспективу выбирают, чтобы не усложнять повествования, и акцентировать главный объект на изображении.
Иллюстрация: Adamastor Studio
2. Перспектива с одной точкой схода
Пожалуй, один из самых распространённых для иллюстратора видов перспективы. Он не далеко ушёл от первого варианта, однако здесь у нас всё же появляется плоскость. Как ясно из названия, все наши горизонтальные направляющие будут стремиться в одну точку схода, как правило, находящуюся в центре композиции на горизонте. Здесь появляются простые объёмы и ритмы, которые отлично работают в построении статичной иллюстрации.
К такому виду перспективы прибегают, работая с линейной композицией, где важно передать несколько планов. Часто на такой перспективе строят уравновешенные, симметричные сюжеты. Хорошим примером может стать подход Уеса Андерсона, который он использует в своих фильмах. Линейная перспектива хороша для книжной графики, где главным является повествование, а не динамика или острые ракурсы.
Иллюстрация: Michael Byers
3. Перспектива с двумя точками схода
Здесь появляется сразу две направляющих, куда сходятся горизонтали, соответственно, и объекты на иллюстрациях приобретают более сложный объём. Можно сказать, наше восприятие мира очень похоже именно на этот вид перспективы. В отличие от предыдущего варианта, у нас усложняются формы объектов, появившиеся ритмы могут развить динамику композиции не только вглубь, но и в стороны, что поможет сделать изображение более динамичным.
Конечно, чаще всего такой вид перспективы используется в архитектурных набросках и местами в линейной композиции. Она помогает создать пространство и срежессировать его более интересно, чем в предыдущих видах перспективы.
Иллюстрация: Jiro Miyata
4. Изометрия
Это можно назвать подвидом перспективы с двумя точками схода. Однако есть критическое отличие: никаких точек схода здесь по факту нет, поскольку все прямые здесь всегда параллельны. Изометрия необходима для создания чертежей и проектировки деталей. На первый взгляд такая иллюстрация может показаться странной и неестественной. Однако, изометрия довольно давно заняла почётное место в палитре инструментов иллюстратора, и многие иллюстраторы работают исключительно с этим видом перспективы, что даёт им возможность создавать бесконечные миры, как в журнальной и рекламной графике, так и в игровой индустрии.
Иллюстрация: Joanna Ławniczak
5. Перспектива с тремя точками схода
Мы увеличиваем обороты, просто уже не будет. Этот вид перспективы похож на предыдущий, с той лишь разницей, что вертикали перестают быть параллельными, а стремятся в верхнюю либо нижнюю точку схода. В обычной жизни такие эффекты вы можете наблюдать, если смотрите на высокое здание у его подножья, в глубокий колодец, или спускаетесь тоннель метро.
Самое очевидное использование — интерьерный и интерьерный стетчинг, однако это далеко не единственного применение такой перспективы. Именно этот вид помогает иллюстраторам, работающим в гротеске, мастерски искажать формы и управлять взглядом зрителя. Так вы можете показать фигуру или объект возвышающимся над зрителем, построив его по трём точкам схода, где третья точка высоко в небе. Кроме того, благодаря этому подходу, художник может посмотреть на мир глазами муравья или великана. Если хотите усилить воздействие образов на иллюстрации, смело используйте в ваших композициях перспективу с тремя точками схода — вы не просто добавите динамику вашей работе, но и срежиссируете восприятие зрителя.
Иллюстрация: Софья Мироедова
6. Воздушная перспектива
Многие забывают об этом виде перспективы, однако, на мой взгляд, он самый главный. Она помогает работе иллюстратору, объясняя зрителю, какие из объектов находится ближе а какие дальше, не прибегая к использованию точек схода. За воздушную перспективу мы можем быть благодарны нашей атмосфере, без неё это правило не действует. Так из-за плотности воздуха и преломления света в среде объекты, находящиеся ближе к нам, будут прорисованы детально и ярко, а с расстоянием начнёт терять насыщенность и контраст. Кроме того, предметы в отдалении также будут менять и свой цвет.
Воздушная перспектива — отличный инструмент для упрощения заднего плана и расстановки акцентов на вашей иллюстрации.
Иллюстрация: Tomer Hanuka
Кроме рассмотренных, есть ещё масса других подходов. Например, есть перспективы с четырьмя, пятью, шестью точками схода, но в иллюстрации они используются крайне редко. Чаще всего из них вы можете видеть «рыбий глаз», но даже к этому виду современные графики прибегают крайне редко. За исключением тех иллюстраторов, кто сделал эту перспективу фундаментом своего стиля. Также можно вспомнить и об обратной перспективе, использующейся в иконописи, и о перспективе с множестенными точками схода, к которым прибегали монументальные художники прошлого. Однако, всё это по большому счёту уже за границами часто применимых и практических видов перспективы, которые мы рассмотрели выше.