ИП Мироедова Софья Андреевна 600027, г. Владимир, Суздальский проспект,д.11А,1 ИНН 332909161327 ОГРНИП 317332800051573
© MIROEDOVA SCHOOL 2011-2019
Сегодня я хотела бы вернуться в 2014 год, когда вышел мой первый напечатанный сборник новелл в духе современной женской прозы. Речь пойдет, конечно, не о рассказах, а об иллюстрациях, оформивших эту антологию.
С первого разговора с подругами о том, что можно было бы объединить мои записи в книгу, я решила создать не просто скучную книжку в мягкой обложке, а настоящее подарочное издание, поскольку иллюстрация на тот момент являлась моей основной сферой деятельности. Да и сейчас является, что уж там! Так родилась графика для этого сборника — наполненная чувственными аллегориями, нежными линиями и драматическими разводами туши. Стиль на тот момент я выбрала без лишних раздумий, поскольку эта манера была моим коньком в то время и я ее активно ее развивала.
В этой статье я хочу рассказать, как обычно складывается работа над иллюстрациями такого плана. Тогда еще не было iPad’ов Pro, замечательного приложения Procreate, которое впоследствии позволило мне расширить границы стилистики. Зато был старый добрый Photoshop! Именно он и был моим основным оружием, поскольку рисую я исключительно в растре. К тому же в этом стиле я всегда старалась сохранить то ускользающее очарование традиционной туши, от которого прихожу в восторг и по сей день.
Итак, на самом деле, если вы умеете рисовать, все довольно просто! Если же вы только начинаете развиваться в изобразительном искусстве и чувствуете себя неуверенно с анатомией и перспективой, вы всегда можете использовать для работы фотореференсы в качестве кальки и эскиза для финальной иллюстрации. Но об этом я расскажу в другой статье. Сегодня расскажу, как управляться с линией и сочетать ее с живыми пятнами туши.
1. Все начинается с задумки. Обычно я набрасываю несколько вариантов идеи, но с теми рассказами было все довольно очевидно, поскольку в тексте как правило была одна или две самые яркие аллегории, которые мне хотелось проиллюстрировать. Выбрав главный мотив, я перехожу к поиску референсов. Для чего они нужны? Чтобы подсмотреть интересные позы, необычные ракурсы или даже выражения лиц. В случае с этим рассказом за основу я выбрала предложение: «Когда, засыпая вдвоём на узкой кровати жаркой июльской ночью, кажется, будто плывёте в лодке по прохладной реке, уносящей вас в неизвестные дали». Поэтому основными образами, которые могли мне понадобиться, были влюбленные и, разумеется, лодка. Я сразу представила, что двое обнимаются в ней, но чтобы композиция вышла максимально убедительной, ведь этой стилистике не чужд реализм, я пересмотрела кучу картинок. Примерно так это выглядит, если открыть основные из них:
2. Дальше, конечно, необходимо набросать эскиз. В этом сборнике я решила, что все иллюстрации будут помещаться на разворотах, занимая зачастую больше мечта, чем текст рассказа. Плюс мы с Олесей Нарыжной, выступившей в качестве дизайнера издания, решили, что всю графику объединит одно композиционное решение. Так основная сюжетная база всегда располагается на левой части разворота, а на правой помещается несколько менее важных элементов, плюс написанное от руки название рассказа. Так что учитывая задумку и референсы, получился такой эскиз. До сих пор жалею, что фотошоп тогда не мог записывать процесс работы так, как сейчас это позволяет делать прокиэйт.
3. Разрыв между предыдущим и текущим этапами может показаться колоссальным, однако, если я погружусь в объяснения анатомии героев, придется написать книгу. Так что сконцентрируемся на работе с линией. Обратите внимание, что несмотря на то, что контуры на первый взгляд кажутся одинаковыми, это при внимательном рассмотрении не так. В этой стилистике я стремлюсь взять все лучшее у мастеров линейной графики, таких как Альфонс Муха и, конечно, Обои Бердслей. Поэтому я стараюсь более простыми по динамике линиями рисовать неодушевленные объекты и элементы окружения, а нагруженные изобразительностью нюансы детально прорабатывать более динамичными линиями, не имеющими общей толщины.
4. По сути с этим линейным рисунком можно делать все, что угодно! Раскрасить его, наполнить живописными объемами или вовсе оставить в покое и объявить завершенной иллюстрацией. Здесь, как и в остальных работах такого плана, я добавлю к лайнарту пятно. Для начала я разбираю кучи отсканированных красивых пятен, нарисованных с помощью туши и воды, и откладываю те, что подойдет для этой работы.
5. Следующий шаг — скомпоновать пятна так, чтобы на их фоне выделились основные объекты. Сейчас в Procreate я работаю немного иначе, поскольку уже не нужно загружать готовые пятна — можно создать их в программе. Однако и в фотошопе с помощью описанного ниже метода можно добиться эффекта реалистичной акварели или туши. Чтобы отделить фон, сложившийся из «живых» пятен от линейной композиции, я добавляю под лайнарт слой с белым фоном. Можно было бы и просто стереть лишнее. Но в этом случае бы вы отрубили себе пути для отступления и потеряли бы маневренность, если вдруг какой-то элемент придется двигать (что часто бывает в клиентской иллюстрации).
6. Осталось совсем немного — добавить тон в фигуры. Для этого я пользуюсь как элементами пятен, которые загрузила для фона, так и авторскими кистями, которые сделала из других пятен (ссылка на статью: www.miroedovaschool.com). Здесь важно не забывать смотреть на работу вкупе, вместе с уже решенным фоном, чтобы определить, где необходимо заложить максимально массивные тени, а где можно обойтись и уже сделанной на этапе линейной отрисовки работой. Мне нравится, как фактура разведенной водой туши ложится на такие предметы, как лодка, ил контрабас (на иллюстрации к первому рассказу). На мой взгляд, эта находка позволяет передать фактуру изображаемого объекта не хуже, чем если бы мы делали это кистью на бумаге.
В целом примерно такая последовательность была у всех иллюстраций, которые я рисовала в то время. Мне кажется, такой подход довольно гибок и позволяет добиться довольно неплохих результатов! Вот такие иллюстрации получились для этой антологии, больше картинок для книги вы можете посмотреть на моем сайте www.miroedova.com