ИП Мироедова Софья Андреевна 600027, г. Владимир, Суздальский проспект,д.11А,1 ИНН 332909161327 ОГРНИП 317332800051573
© MIROEDOVA SCHOOL 2011-2019
Если абстрагироваться от изобилия цифровых инструментов для создания иллюстрации, то можно заметить, что одним из самых удачных материалов в графике остаётся тушь.
Как в Древнем Китае художники пользовались чернилами в работе над каллиграфией и эскизах гравюр, так и современные иллюстраторы повсеместно успешно взаимодействуют с этим материалом. Тушь хороша как для быстрых набросков, так и для длительных, наполненных деталями, работ. Она, как и любая чёрно-белая графика, воспитывает чувство композиции, гибкость в использовании линии и развивает целостное восприятие взаимодействующих пятен. Кроме того, она может быть хорошим каркасом или дополнением к цветной графике.
Не смотря на то, что тушь очень удобна в использовании, для начала к ней, как и к другим материалам, нужно привыкнуть. Тушь требует определённой степени уверенности. Потому что уверенно проведённые линии — залог успешной работы. Даже экспрессия строится в определённом порядке, пусть и нелинейном.
На первых этапах знакомства с тушью, она может показаться грязным, неудобным материалом и оттолкнуть. Поскольку любую работу в финале хочется видеть аккуратной и продуманной, однозначность туши может напугать. В работе с этим материалом есть две главные вещи: сначала нужно почувствовать себя свободным, развязать руки и создать изображение — грубое, экспрессивное, но динамичное; а потом сконцентрироваться и внимательно и деликатно подчеркнуть детали, подсветить акценты и избавиться от лишней нагрузки и грязи.
Поэтому, начиная работать с этим материалом, попробуйте сначала на большом формате порисовать всевозможные линии, фактуры и пятна. А потом на менее крупном ручкой или тонким пером проследить органичные детализированные узоры. Это развяжет вам руки и снимет лишнюю ответственность перед финальным результатом. А уже после этого на эту свободную манеру, как на стержень, можно нанизывать более интересные и даже авторские приемы, которые сделают вашу работу уверенной и оригинальной.
Существует множество подходов к работе с тушью, построенных на различных ее свойствах, я обозначу самые популярные, которые можно успешно комбинировать:
1. Тон и цвет
Тушь чем-то схожа с акварелью: можно разбавить её водой и рисовать прозрачно, используя полутона; и наоборот — рисовать плотно, не используя воды. Причем здесь же вы можете воспользоваться другим прекрасным свойством материала — цветная тушь, как правило, сохраняет насыщенность даже при изрядном разбавлении. Эта особенность поможет вам создавать такие яркие и сочные работы, которыми не всегда могут похвастаться акварелисты. Удостовериться в этом можно, посмотрев наше видео с тестами цветной туши Sennelier, где отлично видно, как здорово материал работает с водой.
Иллюстрации: Александр Рощин
2. Пластика линии
При работе с тушью легко развить чувство линии, следя за меняющейся толщиной и гибкостью рисуемых контуров. Кроме кисти есть ещё целый спектр инструментов, которые можно применить в работе. Начиная от заводских перьев и палочек для каллиграфии, заканчивая губками и самодельными штампами. Пример рисования портрета тушью с использованием этого приема в двух цветах можно посмотреть в этой записи трансляции.
3. Контрастность
Благодаря своей кроющей способности тушь хороша для создания силуэтов и пятен. В иллюстрации вы можете упрощать ряд объектов до единой формы, которую зальёте одним пятном. Это могут быть элементы одежды, среды и даже группы персонажей. Кстати, у нас есть классный стрим на эту тему, где я создаю два портрета тушью, работая именно через контраст объемов белого и черного.
4. Толерантность к другим материалам
Очень приятно комбинировать тушь с другими материалами, например, с ручками, линерами, маркерами, акварелью и даже акрилом. Например, линером можно рисовать тонкие части иллюстрации, чтобы не приходилось то и дело макать перо в чернильницу и дать волю импровизации. Конечно, я говорю об эскизной манере рисования, так как для длительных, более ремесленных, работ потребуется больше усидчивости и концентрации. Однако и в этом деле линер может легко прийти на помощь для создания более аккуратной иллюстрации при меньших приложенных усилиях.
К тому же линером, ручкой или карандашом (по вкусу) вы можете нарисовать неприлично простой «скелет» вашего персонажа, объекта или среды, затем кистью с тушью заполняете области тёмных пятен, теней или целиком силуэтов — и сканируете. И уже на компьютере подчищаете грязь и стираете лишние линии.
5. Простота в оцифровке
Так или иначе сейчас практически все иллюстрации обретают завершающие штрихи в цифровом пространстве. Конечно, можно полностью нарисовать графику на компьютере, но, начинаясь «в руках», иллюстрация обретает очарование жизни, которой зачастую так не хватает цифровым работам. Другими словами, начать вы можете вручную, а завершить на графическом планшете.
К примеру, с помощью удобных для вас материалов (тушь, кисть, перья, губка и пр.) вы создаёте набор пятен и фактур, сканируете их и используете в пост-обработке. Один из подходов работы с традиционными материалами в цифровом пространстве мы рассматриваем в этой статье. Кроме того вы можете составить из пятен, как из модулей, ранее задуманную композицию, как, к примеру, в этом случае. Со временем у вас может накопиться целая библиотека таких авторских кистей.
Через некоторое время вы почувствуете, что в одной работе есть место и для экспрессии и для педантизма. Кстати, у нас есть еще и бесплатный мастер-класс, где мы с Полиной Васильевой разбираемся, как рисовать этим капризным, на первый взгляд, материалом.